Головна » 25-річний ювілей "Людина року" » Четверть века с «Человеком года». Летопись современного успеха. История № 31: Михаил ЖВАНЕЦКИЙ

Четверть века с «Человеком года». Летопись современного успеха. История № 31: Михаил ЖВАНЕЦКИЙ

Жванецкий_рбк

История №31. Михаил ЖВАНЕЦКИЙ

 Непревзойденный метр одесского юмора

Великий писатель-сатирик, сценарист, ведущий, юморист, блестящий исполнитель монологов и рассказов – легендарный одессит Михаил Жванецкий. Человек необъятного таланта и невероятного, парадоксального, иронического ума. На его счету сотни миниатюр, более десятка книг, многочисленные спектакли. По общей любви и популярности он стоит, пожалуй, рядом с Владимиром Высоцким.

Михаил Жванецкий – это целая эпоха. Три поколения зрителей выросли на его непревзойденных миниатюрах и афоризмах! Выступления талантливого артиста всегда шли с аншлагами, его произведения заставляли публику смеяться до слез. Любимец миллионов, маэстро парадокса, Жванецкий по праву считается патриархом одесского юмора. Юмора истинной ценности, до которого как до звезд одноразовым шуткам с закадровым смехом, которые нередко предлагает современное телевидение. Проза Жванецкого – не сиюминутный феномен эстрады, а глубокая философская литература, которая находится в одном ряду с такими классиками, как Исаак Бабель, Михаил Зощенко и Аркадий Аверченко.

…Родился будущий мастер слова в Одессе, в семье врачей. Вскоре довелось переехать в Томашполь (небольшой городок в Винницкой области), где отец работал хирургом и главврачем районной больницы, а мать – стоматологом. Как вспоминал Михаил Михайлович: «Я вырос, в общем, среди тампонов, бинтов… трехколесный велосипед, и я – всегда в окружении больных». Вероятно, эта ранняя близость к чужим страданиям и развила в будущем писателе уникальную душевную чуткость, которая неуловимо присутствует в каждом его произведении. С началом войны, в 1941 году, отца Жванецкого призвали в армию, он стал военным врачом, а семью с маленьким Мишей эвакуировали в Ташкент. После освобождения Одессы семья Жванецких вернулась в родной город. Послевоенная юность Михаила прошла в колоритном еврейском дворике, многократно воспетом в его творчестве.

По окончании школы Михаил выбрал профессию далекую от искусства – он поступил в Одесский институт инженеров морского флота на специальность «инженер-механик подъемно-транспортного оборудования портов». В свободное от учебы время студенты устраивали дружеские вечеринки, танцы, популярной также была художественная самодеятельность. С этого и началось. Михаил Михайлович вспоминал: «Во время учебы судьба вознесла меня на высокую должность – комсорг факультета механизации портов. Однажды меня вызвали в комитет комсомола и сказали: «К нам поступил интересный парень. Говорят, участвовал в самодеятельности. Присмотрись к нему». Тогда я ничего не слышал ни о какой самодеятельности, не думал о том, что вообще можно выступать на сцене. Но время было такое хорошее: только что умер Иосиф Виссарионович. Уже можно было говорить, что хочешь, петь, танцевать, смеяться, почти над кем хочешь. И в это время появился Витя Ильченко. Мы познакомились и подружились».

Вместе ребята писали сценарии для вечеров, а потом собрали команду студентов из всех вузов города, назвав ее «Парнас-2». Название придумал Михаил. Когда его спрашивали, почему Парнас-2, он отвечал: «Парнас-1» был на Олимпе, а в Одессе – «Парнас-2». Тогда же в их компании появился и Роман Карцев.

По окончании института Жванецкий, который уже был автором многих монологов и миниатюр, начал работать механиком по кранам в Одесском порту, Ильченко – там же, механиком по автопогрузчикам. А Карцев поехал в Ленинград, и в конце 1962 его приняли в Театр миниатюр Аркадия Райкина. Как-то Михаил получил письмо от друга, где сообщалось, что один из монологов Жванецкого включен в репертуар театра и пользуется успехом у зрителей. «После смены помчался показывать письмо маме, – вспоминал Жванецкий. – Мама ничего не поняла. Я говорю: «Наверное, мне надо поехать туда?» А она: Куда ты поедешь? Это не специальность… » Но Михаил таки рискнул.

В большом городе Михаил Жванецкий, тогда скромный автор, жил на одной из городских окраин – на Ульянке, на улице Стойкости, которую метко называл улицей Терпимости. Глава Театра миниатюр, метр юмора Аркадий Райкин высоко оценил творчество молодого автора, и вскоре Михаил Жванецкий получил должность заведующего литературной частью. С началом их сотрудничества выходят сценки и монологи «В греческом зале», «Нормально, Григорий? Отлично, Константин!» и другие, которые в исполнении великого артиста быстро стали известными и шли на «бис» у зрителей. Позже Жванецкий создает для Райкина целую эстрадную программу «Светофор», ставшей одной из лучших в его театре. Продолжилось сотрудничество Михаила Жванецкого и с дуэтом Карцев-Ильченко. Благодаря его текстам, популярность артистов росла с каждым днем. Всего в стенах Театра эстрады Аркадия Райкина родилось  около 300 миниатюр и монологов авторства Жванецкого, о котором, по большому счету, мало кто знал.

Но однажды настал день, когда Михаил Михайлович решил выйти из тени чужой славы и начать собственную карьеру в качестве исполнителя своих текстов. Сам того не подозревая, он стал отцом «советского стэндапа». Конечно, тогда в СССР никто и слов-то таких не знал.

Первое сольное выступление Михаила Жванецкого состоялось в родной Одессе на сцене филармонии. И было очень успешным. Зрители быстро полюбили авторскую манеру юмориста: он выходил на сцену с «фирменным» стареньким портфелем (подарок от отца), доставал из него пакет с письмами и начинал читать. Большой мастер интонаций и пауз, артист с лукавым прищуром смотрел в зал, устанавливая с ним особый контакт. В исполнении автора произведения Жванецкого получали особую силу: искрящаяся ирония каждой фразы, точность в деталях, узнаваемость жизненных ситуаций в сочетании с точностью и лаконизмом, заставляли с восторгом ловить каждое слово. Монологи Михаила Михайловича быстро разбирали на цитаты: «Алкоголь в малых дозах безвреден в любом количестве», «А теперь послушаем начальника транспортного цеха», «Доцент был тупой», «Одно неосторожное движение — и вы отец» и многие другие.

Выступления Михаила Жванецкого, как свежий ветер разносились по большой стране, они не просто веселили и поднимали настроение, они формировали манеру отношения к жизни, с тонким юмором разоблачали недостатки, подмечая самую суть. Часто на его творческих вечерах в записках из зала его спрашивали: «Откуда вы все это о нас знаете?». Настолько реальными, правдивыми были персонажи мастера слова. А ответ был прост: Михаил Жванецкий пришел в литературу уже сложившейся личностью. За его плечами была большая жизненная школа: он был инженером в одесском порту, много видел, понимал. Позже Михаил Михайлович написал: «Все эти годы, пока я работал, встречался с обычными людьми – слесарями, крановщиками, рабочими. Они во многом и становились героями моего творчества… Это был опыт не театральный, не сценический, не литературный. Это было гораздо важнее – это был жизненный опыт. Мне кажется, что то, что так много моих высказываний пошли в народ и потеряли всякую связь со своим автором – это и есть признание и отголосок тех лет». Еще большую популярность сатирик приобрел, начав появляться на телевидении, например, в очень популярной юмористической программе «Вокруг смеха».

Жванецкий жил и работал в Москве, однако никогда не забывал родную Одессу: регулярно приезжал в город почти на все знаковые культурные события, летом отдыхал на своей старой даче в районе Аркадии. Он всегда помнил, откуда он родом, гордился, что родился в городе «у самого моря», а на всевозможные запросы относительно происхождения, говорил: «На вопрос, что меня связывает с Украиной, хочется ответить: «А что Вас связывает с родителями?»

В 1990 году Михаил Жванецкий стал президентом Всемирного клуба одесситов, который был создан с целью сохранения памяти о великих одесситах прошлого, а также помощи молодым талантам – поэтам, писателям, краеведам.

Одной из инициатив Михаила Михайловича был сбор средств на памятник Исааку Бабелю, который торжественно открыли в 2011 году.

Как настоящая творческая личность, писатель всегда был в поиске новых тем для своих миниатюр. Крупных литературных форм сатирик избегал. Почитателям, которые мечтали прочесть произведение Жванецкого на пару сотен страниц, он, в присущей ему иронической манере, предлагал рассматривать все его творчество как роман, составленный из кусочков. На самом деле, создание миниатюр – это его особый стиль, в котором Михаил Жванецкий остался абсолютно непревзойденным. Их ждали, ими наслаждались, а огромное количество его шуток мгновенно становилась афоризмами:

— Трудно войти в историю, но легко вляпаться.

— Врач и больной смотрят друг на друга с одинаковой надеждой.

— Чистая совесть — признак плохой памяти.

— Хорошо жить не запретишь. Но помешать можно.

— Рожденный ползать — везде пролезет.

— Главное – не перейти улицу на тот свет.

 

Михаил Жванецкий владел неповторимым даром вести откровенную беседу со зрителем обо всем на свете, с легкостью переходя от соседки с пятого этажа к вечным проблемам бытия. В этом и заключается феномен творчества великого мастера cлова: он был таким своим, таким подлинно народным писателем, – и вместе с тем, между строк всегда проглядывал серьезный драматург и философ.

…По каким параметрам определяется классика? Пожалуй, главное в том, что она ничего не теряет с годами и всегда актуальна. Произведения Жванецкого были и остаются актуальными всегда. В 70-е годы прошлого столетия они (подобно записям Владимира Высоцкого) распространялись в магнитофонных записях, с аншлагами звучали на концертах, а с начала 90-х и до последнего времени – на самых престижных площадках постсоветского пространства.

У писателя-сатирика Михаила Жванецкого, который, без всякого сомнения, является классиком современной литературы, не было конкурентов. Он был особенным. Он был уникальным. Он был совестью и гласом эпохи. И остается – совестью и гласом эпохи – уже сегодняшней.

В 1999 году Михаилу Жванецкому было присвоено высокое звание Народного артиста Украины.

20 марта 2010 года на торжественной церемонии вручения премии «Человек года-2009» писатель-сатирик Михаил Жванецкий стал обладателем Специальной премии «За выдающиеся заслуги».

Жванецкий М.М